Культурная политика России: вольные умы струятся не туда

Над российской культурой, вернее, над её свободой, нависла очередная угроза. Обозначена она в проекте корректировок Основ государственной культурной политики, подготовленных по поручению Министерства культуры Российским научно-исследовательским институтом культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева.

20 декабря обсуждение проекта прошло в Общественной палате РФ.

Главным докладчиком выступил небезызвестный в культуре экономист, финансист и предприниматель Владимир Аристархов, с 2013 по 2018 год занимавший пост заместителя министра культуры России, а после череды скандалов, связанных с госконтрактами на реставрацию культурных объектов и конфликтом интересов, пристроенный своим патроном Владимиром Мединским на тёплое местечко директора Института культурного и природного наследия имени Лихачёва.

Владимир Аристархов с маникюром а‑ля Путин. Общественная палата, 20 декабря 2021 года

Напомним, два года назад борец за «традиционные ценности общества» и противник «плодов больного ума» в современном искусстве Аристархов выступал за приведение закона «О культуре» в соответствие со Стратегией национальной безопасности и Основами государственной культурной политики. Сейчас же, по словам председателя Комиссии Общественной палаты по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия, генерального директора Государственного центрального музея современной истории России Ирины Великановой, возникла необходимость уже сами Основы скорректировать в соответствии с принятыми поправками к Конституции и изменениями на международной арене и внутри страны.

Напомним, главная культурная конституционная поправка сводится к тому, что «культура является уникальным наследием её многонационального народа, поддерживается и охраняется государством». Однако господин Аристархов убеждён, что поддерживать государство должно не всю культуру, а лишь ту её часть, которую считает правильной и соответствующей Стратегии национальной безопасности. То есть средства на культурные инициативы необходимо выделять, опираясь на «систему ориентиров, позволяющую принять правильное решение».

«Государство обязано поддерживать не всё то, что объявляет себя культурой, а только то, что помогает нам сохранить и поддержать наши традиционные ценности», – заявил Аристархов.

Примечательно, что для подобных выводов Аристархову и компании консультации с деятелями культуры не понадобились. По крайней мере, театральная общественность, которую на обсуждении представлял директор Театра имени Евгения Вахтангова и советник председателя Союза театральных деятелей России Кирилл Крок, отнюдь не приветствует предлагаемые корректировки. Справедливо опасаясь, что взгляды на «традиционные ценности» деятелей искусства и чиновничества, выделяющего деньги в соответствии с Основами государственной политики, не совпадут.

«Мы очень опасаемся за то, кто будет решать, что традиция, а что нет. Кроме того, данный документ адресован органам государственного управления. А мы прекрасно видим, что сегодня происходит с культурой на местах, когда чиновники, руководствуясь своими, порой не совсем прозрачным интересами, производят объединения театров, лишают театры финансовой самостоятельности, идентичности, утверждают репертуар для постановок и так далее. Сегодня, к сожалению, влияние чиновников на местах на культуру вызывает у нас неподдельную боль за то, что происходит», – сказал Крок от имени театрального сообщества.

Однако господин Аристархов с деятелями театра в корне не согласен, поскольку убеждён, что культура важна не сама по себе, не как «вольные струения творческих умов», а как часть «задачи народосбережения» и защиты от «деструктивного идеологического воздействия». А то, понимаешь ли, ловят хайп и выезжают на эпатаже и кощунстве, «обливая грязью нашу родину и наш патриотизм», а у нас тем временем «мощное давление со стороны Запада». Так что «не допустим» и «культура должна иметь границы».

Что касается оценки того, кто заслуживает поддержки, а чьи «вольные струения» необходимо оградить от общества, то, по мнению чиновника Аристархова, кому как и справиться с этим, если не его коллегам. Ну не самим же театралам это доверять, в самом деле.

«Под флагом того, что «дайте культуру оценивать профессионалам», нам вместо культуры продвигают эпатаж и пошлость. И, поверьте, не надо быть семи пядей во лбу, чтобы отличить пошлость и эпатаж от культуры. С этой задачей справится и чиновник», – резюмировал Аристархов.

Как видим, чиновники и творческая интеллигенция с «вольным струением умов» двигаются сегодня в разные стороны. При этом путь первых уводит страну всё дальше и дальше от истинной культуры в направлении тотального контроля под прикрытием борьбы за традиционные ценности и безопасность государства. Вторые же всё более и более чувствуют сжимающиеся тиски цензуры, но поделать ничего не могут, потому что деньги на их творчество распределяют такие как Аристархов и ему подобные.

Общественная палата. Вдохновлённые культурой

Фото: oprf.ru

URL: https://www.babr24.com/msk/?IDE=222694

bytes: 5649 / 5080

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Филипп Марков, редактор отдела культуры.

На сайте опубликовано 3512 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "Культура" (Россия)

Семейно-хоррорный уикенд. Манюня «грохнула» майора Грома

Минувший уикенд в российских кинотеатрах закончился, мягко говоря, неожиданно.

Филипп Марков

КультураРоссия

9509

06.06.2024

Видео дня. «Чужой: Ромул» от Феде Альвареса и Ридли Скотта и второй трейлер «Максин XXX»

Кинокомпания 20th Century Studios представила первый полноценный трейлер фантастического фильма ужасов «Чужой: Ромул» (Alien: Romulus). Дублированная русская версия опубликована на YouTube‑канале Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

5597

05.06.2024

Видео дня. Последний танец Венома

Кинокомпания Sony Pictures представила первый полноценный официальный трейлер супергеройского боевика «Веном: Последний танец» (Venom: The Last Dance). Дублированная русская версия опубликована на YouTube-канале Kinoman.

Филипп Марков

КультураМир

5395

04.06.2024

«Московский дворик» и другие шедевры. К юбилею Василия Поленова

Его имя по праву входит в список лучших пейзажистов XIX века, произведения хранятся в ведущих картинных галереях России и ближнего зарубежья, а картина «Московский дворик» считается первой, написанной в жанре «интимный пейзаж».

Филипп Марков

КультураСобытияРоссия

12729

02.06.2024

Мистический классик соцреализма. Лучшее от Леонида Леонова к юбилею автора

«Вор», «Соть», «Дорога на Океан», «Русский лес», «Пирамида», «Evgenia Ivanovna», «Нашествие», «Золотая карета»...

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуРоссия

9313

01.06.2024

Огненно-громовский уикенд. Вялый старт фаворита и рекорды середняков

Минувший уикенд в российских кинотеатрах отметился рядом интересных рекордов, лидером же проката ожидаемо стал «Майор Гром: Игра». По данным портала Kinobusiness.

Филипп Марков

КультураРоссия

9366

31.05.2024

Видео дня. «Одинокие волки» Брэд Питт и Джордж Клуни и «Семейное дело» Николь Кидман

Трейлеры сразу двух знаковых релизов с рейтингом ожидания 100 % были опубликованы 29 мая.

Филипп Марков

КультураМир

6229

30.05.2024

Видео дня. Звёздный состав сериала «Юг»

Онлайн-кинотеатр Okko опубликовал тизер-трейлер восьмисерийного фильма в жанре роуд-муви «Юг», который 31 мая должен открыть Всероссийский фестиваль детского, семейного кино и анимации «Медвежонок» в Перми. Юг Кипень – зажатый, скромный мальчик, воспитанный бабушкой.

Филипп Марков

КультураРоссия

9299

28.05.2024

Видео дня. Тайный культ в Городе страха

Компания Vertical – один из ведущих мировых дистрибьюторов фильмов – представила трейлер психологического триллера A Sacrifice, который в российском прокате планируют выпустить под адаптированным названием «Город страха». Сюжет картины основан на романе Николаса Хогга «Токио».

Филипп Марков

КультураРоссия

11038

25.05.2024

Неджентльменский уикенд. Первый зарубежный лидер и шесть новинок в топе

«Министерство неджентльменских дел» Гая Ричи ожидаемо возглавило прокат, потеснив с первой строки чарта «Сто лет тому вперёд» Александра Андрющенко. Таким образом, впервые в 2024 году лидером российского бокс‑офиса стал зарубежный релиз.

Филипп Марков

КультураРоссия

16319

24.05.2024

Видео дня. Жан Рено и его пингвин

Кинокомпания Schurmann Filmes опубликовала первый полноценный трейлер бразильско-американской семейной драмы «Мой пингвин» (My Penguin Friend). В основу сюжета легла реальная история, произошедшая с бразильским рыбаком после того, как он спас от гибели маленького пингвинёнка.

Филипп Марков

КультураРоссия

14020

20.05.2024

В ожидании неджентльменских дел. «Как я встретил её маму» и «Чёрная вдова» – в топе уикенда

В минувшем уикенде, в котором все четыре дня были выходными, старожилы проката значительно улучшили свои показатели, а вот новинки не смогли достичь выдающихся результатов. Безоговорочным лидером четвёртый уикенд подряд остаётся новый отечественный блокбастер-миллиардер «Сто лет тому вперёд».

Филипп Марков

КультураРоссия

26558

17.05.2024

Лица Сибири

Стекачев Евгений

Степанов Александр

Лазебный Вадим

Цырфа Ирина

Кузеванов Виктор

Хасанов Геннадий

Красноштанов Дмитрий

Выговский Евгений

Круть Семен

Васиченко Евгений