Виктор Кулагин

© Babr24.com

ИсторияКультураРелигияМонголия Китай

93162

29.04.2023, 02:42

История Монголии: первый контакт Чингисхана и исламского мира

Бабр продолжает цикл материалов об истории Монголии, в которых подробно изложено, почему монгольский мир — уникальное и интересное явление с исторической, культурной и экономической точек зрения. В этой статье читатель узнает интересные подробности о противостоянии монголов и Хорезма — первого исламского государства, вставшего на пути у формирующейся монгольской империи.

После захвата Северного Китая монголы взялись за киданей, находившихся западнее на территории Каракитая. Со многими из них удавалось мирно договориться, братушки монголов оказались не против объединиться и пойти грабить оседлых ребят. Объединившись с Каракитаем, монголы вышли на границу с исламским миром, они встретили мусульман в обильном количестве. Западнее формировавшейся Монгольской империи находился Хорезм.

Территория Хорезма занимала часть современного Афганистана, маленькую часть Казахстана и весь Иран. Это очередная реинкарнация Персии, но находившаяся под влиянием ислама. Изначально Чингис послал сообщение с послом в Хорезм, мол, «Я правитель страны, в котором восходит солнце, а у вас солнце садится. Давай дружить». На добрую волю Великого хана также указывал караван с дарами для правителя Хорезма Мухаммеда II. Однако хорезмшах казнил послов. Ему не понравилось, что «грязный кочевник» обращается к нему как к равному. В дальнейшем эту ошибку повторят очень многие правители.

Начиная с гуннских времен, в Центральной Азии ходили кочевники: половцы, куманы, безумное количество тюркоязычных племен, белые и черные гунны. Центральная Азия представляла из себя кашу из народов. Монголы воспринимались цивилизованными хорезмийцами как очередные кочевники. С точки зрения просвещенного мусульманского правителя, они просто степные бичи, которые многое о себе возомнили. Какой-то шайтан из степи называет себя равным правителем, когда Мухаммед II правит в Хорезме волею Аллаха.

С другой стороны, прирезали монгольских послов не только из-за «вопиющей наглости». И хорезмийцы, и грузины, и русские, и половцы, и авары, и аланы заявляли о шпионской деятельности посланников Чингисхана. Не может быть просто совпадением тот факт, что именно монгольские послы часто попадали «под нож» правителей различных государств. Скорее всего, в военном штабе Чингисхана существовала некая система разведки и рекогносцировки. Под видом купцов, послов, караванов монголы составляли карты местностей, до которых они добирались.

Для улучшения логистики и простоты путешествий большая стотысячная армия становилась в серьезном отдалении от своей цели и разбивалась на армии по три-четыре тумена. Подразделения шли разными путями и перед началом вторжения или осады города вновь собиралась в одну кучу. Для подобных маневров нужна отличная координация и знание местности. Армия Чингисхана всегда распылялась очень широко, а так как она была в основном кочевая, то это позволяло ей грабить и угонять людей в рабство на больших территориях.

Монгол в чешуйчатом доспехе. Персидский рисунок XIV века

Так произошло и с Хорезмом. На него пошли 11 туменов (110 тысяч воинов), фактически вся армия Чингиса. Великий хан всегда в военные кампании отправлял почти все силы по принципу «пан или пропал». Армия состоит из 120 тысяч всадников? Значит, из них 110 тысяч пойдут на войну. Если все погибнут, то Монгольской империи «хана», но обычно риск оправдывался.

Современный Афганистан в то время назывался «страной садов». Он перестал так называться, когда туда пришли монголы. Сложная ирригационная система, тянущаяся на многие десятки километров, фортификации, большая культура — наследие многочисленных персидских империй собралось в Хорезме. Но у этого государства, как и у Китая, были свои внутренние проблемы. Так сложилось, что буквально за десять лет до вторжения монголов Хорезм закончил завоевание турков-сельджуков. Победа далась очень сложно. Как это обычно бывает, завоеванные народы не очень преданы завоевателям. Вновь монголам будут открывать ворота в городах, просто потому что многие в Хорезме воспринимали хорезмийцев как завоевателей, а монголов считали освободителями.

Города Хорезма

Важно обратить внимание, что ничего сверхъестественного в успехе Чингисхана нет. Он заключается в больших достижениях, у которых есть конкретные объяснения и причины. Но и нельзя отказаться от фактора удачи: если бы государство киданей Ляо сохранилось, а не распалось из-за мятежа чжурчжэней, монголы могли вообще не появиться как отдельная общность. Или если бы Сун объединил весь Китай, и не было раздробленных государств Си Ся и Цзинь, то монголы могли и не суметь захватить Китай. Или если бы Хорезм не потратил все свои силы на войну с сельджуками, то у него могло получиться уничтожить все войско монголов.

Военноначальники Чингисхана очень хорошо эксплуатировали слабости и проблемы своих жертв. Например, они активно использовали психологическое оружие. Монголы поддерживали ужасающие мнения о себе. «Идут на нас черти рогатые, низкорослые орки. Едут на своих пони смерти, сейчас тут всех угробят», — говорил что-то подобное простой люд. И монголы им вторили, посылали вперед гонцов, фейковых беглецов, которые подтверждали слухи о самых настоящих чертях и шайтанах из степей, которые хотят всех изнасиловать, убить и еще раз изнасиловать. Еще они с собой везут чуму, а от запаха монголов люди сходят с ума.

С точки зрения Хорезма, кочевники не могли серьезно напасть на укрепленные города. Мухаммед II даже не представлял, что за каждым туменом идут полевые врачи, инженерные корпуса, баллисты и другие орудия. Кроме того, объединение с киданями позволило монголам собрать огромную степную конгломерацию. Напомним, Чингисхан потратил 20-25 лет своей жизни на то, чтобы убедить монгольские племена собраться в одно целое. И когда он собрал «ядро», многие кочевники также предпочитали присоединиться к монголам, а не противостоять им. Поэтому войско Чингисхана и его преемников продолжит расти за счет других кочевых народов. И очень скоро каких-нибудь примкнувших кипчаков станет гораздо больше, чем самих монголов. В будущем Монгольская империя тем и закончит, что монголы растворятся, их будет ничтожное количество по отношению к тем народам, которые они соберут вместе с собой в гигантскую кучу.

Война Чингисхана с Хорезмом — это пик его карьеры, самое яркое, что случилось и в его жизни, и в монгольских завоеваниях. Война, затянувшаяся на несколько лет, шла примерно патово для обеих сторон. Началась она в 1219 году, а закончилось в 1221-ом. Если говорить прямо, то Хорезму не повезло с тупым правителем. Хорезмшах поступал именно так, как хотелось Чингисхану. Войско Мухаммеда было сильнее монгольского, но раз за разом он боялся принимать сражение в открытом поле и решал закрываться в городе. Подходят монголы, начинают осаду и берут один город, второй, третий, четвертый... Только смелые и решительные действия Джелал ад-Дина, сына Мухаммеда, не дали кочевникам разгромить хорезмийское войско.

Хорезмшах со свитой. Персидская миниатюра XIII века

Монголы ломали шаблоны. Есть даже английская поговорка, что монголы — это всегда исключение. Действительно, нельзя же носиться по пустыне и возить через нее табуны лошадей — монголы через пустыню Гоби «штурманули» Китай. Нельзя на Русь нападать зимой — монголы начали кампанию зимой, и все у них получилось. Нельзя кочевникам нападать на суперукрепленные города Средней Азии — Самарканд, Бухара. Великие крепости, очень богатые города, стоящие на торговых путях, у которых есть деньги на новейшие укрепления и фортификации. Но монголы — исключение.

В кампании против Хорезма Чингисхан сделает много такого, за что его называют жестоким. У него был принцип: если ты хочешь быть его «бро», он тебе может многое простить, взять в союз, но если ты не выказываешь должного уважения, например, казнишь монгольских послов, не соглашаешься подчиниться, начинаешь устраивать сопротивления — то это Чингису страшно не нравится. Хуже Чингисхан относился только к предательству. В одном из городов Хорезма местные олигархи, 200 купцов, договорятся об открытии ворот без боя. После этого пришел Чингисхан и их всех перевешал как предателей своего правителя. А город разграбил и всех поубивал.

Монгольская конница, преследующая врага. Миниатюра из Сборника летописей Рашид ад-Дина, XIV век

Города в Хорезме славились богатством, поэтому грабеж и высылка «трофейных людей» на Восток, в Монголию и Северный Китай, принимают промышленный масштаб. При Чингисхане монголы еще не согласны управлять такой большой империей. Они, в первую очередь, пришли грабить. Позже китайцы надоумят сына Чингисхана Угэдэя и остальных правителей Монгольской империи, что намного эффективнее собирать налоги с населения, а не вырезать его.

Чингисхан же был мужиком старой закалки. Он приходил грабить город, после смотрел на его жителей. Красивых женщин брали в плен, крепких мощных мужчин — в рабов. Ремесленников, кузнецов, различных умельцев, писарей и священнослужителей отправляли на Восток. Всех остальных — в расход. Причем «расход» был особенный и назывался он хашар. Что же это такое? Интересный метод осады от китайских военных. Например, взяли монголы Бухару. Город разграбили, всех необходимых людей взяли в плен, а оставшуюся массу жителей отправили к месту осады другого города, Самарканда. Он укреплен огромными рвами, почти неприступными.

Что сделали монголы? Со всех окрестных городов они тысячами согнали жалких, голодных, избитых захваченных жителей, отправили их шагать впереди себя и заваливаться в рвы, пока они не сравняются с землей. Это и есть хашар. И после по трупам всадники едут захватывать город.

Из-за подобных вещей Чингисхана часто называют жестоким. Например, когда Чингис добрался до прислужников бежавшего из страны Мухаммеда II, которые казнили монгольских послов, он приказал поместить в огромные чаны 70 человек и сварить их. Варились они больше суток. Есть их, конечно, никто не стал, но варили их долго. Убийство 70 человек нельзя назвать массовой казнью, но сам способ экзекуции будоражит воображение.

Интересная история произошла при штурме Нишапура. Защитники города убили внука Чингисхана. Как часто пишут в источниках, одного из любимых внуков. Тогда Великий хан позвал его мать, то есть жену своего сына, и попросил ее выбрать наказание для всех жителей города. Она ответила, что просто желает им смерти. В итоге Нишапур «загеноцидили» полностью. Очень важно донести, что все жестокости Чингисхана не лишены смысла. Они всегда преследовали конкретную цель. Убили внука — значит, нужно отомстить, чтобы чужие боялись, а свои поддерживали.

Также о средневековых монголах часто говорят, что они отличались веротерпимостью. Это правда, вот только монгольская веротерпимость — это немножко не то же самое, что современная веротерпимость. Молишься Аллаху — молись дальше, мы терпимы. Но если ты молишься Аллаху и говоришь, что монголы — шайтаны и безбожники, неугодные Аллаху, то такое не прощалось. С другой стороны, в тенгрианстве, религии монголов, есть уважаемые шаманы.

Чингисхан принял для себя некую «агностическую» аксиому: вдруг те боги, которым молятся другие народы, тоже имеют какой-то смысл. Поэтому хоть и сам Великий хан не являлся буддистом или христианином, но в его армии и буддистов, и христиан было предостаточно. А в армиях его сыновей и внуков будут служить мусульмане в большом количестве. Муллов, священников, капелланов, монахов Чингисхан считал подобными монгольским шаманам.

Шаманов нельзя убивать, поэтому и муллов тоже нельзя просто взять и прирезать.

Зачем гневить того, кому они молятся? Монголы не станут проливать кровь, они замотают их в плотные ковры, а после прокатятся кавалерией по этим коврам. Это считается более благородным R.I.P. И психологически проще: нет криков «пощадите», истекания кровью, вывалившихся кишок. Вот так выглядит монгольская веротерпимость.

В войне с Хорезмом монголы применяли инженерные чудеса для осады городов. Еще со времен захвата Китая монголы были воодушевлены китайскими навыками по изменению русла рек. Монголы пытались делать то же самое в военных целях. Многие города стояли на реках, и русло реки можно было направить на поселение. Монголы долго и эпично учились этому навыку. Они пытались затопить китайский город Кайфэн, но что-то пошло не так, и монголы затопили собственный лагерь. Им пришлось отступать, многие воины погибли.

Но методом проб и ошибок монголы уперто учились. И к концу китайской кампании они в этом поднаторели. В Хорезме при осаде Ургенча у них первый раз получилось затопить город.

Тебя осаждают монголы. К чему ты готовишься? К козопасам в теплых шапках, типичным кочевникам. А тут деревья летят в стены, уже какая-то новинка. Выходишь из дома, а у тебя вместо улицы плывет река. И по ней в город вплывают монголы — это очень жесткий слом сознания. Казалось, что монголы — абсолютно сумасшедшие люди, которым повинуется сама природа: деревья штурмуют стены, через которые вдруг начинает проливаться река, а с неба прилетают трупы коров. До изобретения ЛСД еще 700 лет.

Бухара

Монголы берут крупные города один за другим: Бухара, Самарканд, Ургенч, Нишапур. Империя хорезмшахов начинает разваливаться на куски, и Мухаммед сбегает из страны. Командование переходит к его сыну Джелал-ад-Дину. Благодаря нему войска Хорезма начинают побеждать захватчика в некоторых битвах, но в итоге монголы во главе с Чингисханом прижали его к реке Инд. Войскам Хорезма удавалось отбиваться от атак монголов и наносить им поражения с помощью союзников.

Однако у монголов невольно появился свой «троянский конь раздора». Объединенным войскам Джелал-ад-Дина в удачном сражении удалось отбить у монголов классную белую лошадь. Но союзники не смогли поделить животное. В итоге они обиделись на Джелал-ад-Дина и ушли в Индию, из-за чего он лишился половины армии. После этого Чингис его догнал и разбил. Так или иначе лошадки всегда на стороне монголов, и одна такая сыграла решающую роль в поражении Хорезма и его присоединении к Монгольской империи.

Ранее на Бабре:

История Монголии: как Чингисхан Китай завоевывал. Часть вторая

Виктор Кулагин

© Babr24.com

ИсторияКультураРелигияМонголия Китай

93162

29.04.2023, 02:42

URL: https://babr24.com/bur/?IDE=244999

bytes: 15794 / 14076

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра в Монголии:
[email protected]

Автор текста: Виктор Кулагин.

Другие статьи в рубрике "История" (Монголия)

Фотовыставка «Фронт Цэгмид»: роль Монголии во Второй мировой

В Монголии проживает немало долгожителей, возраст которых перевалил за сотню лет. Наверняка они могут рассказать массу интересного. Но далеко не все из этих почтенных граждан были знакомы с первым советским генсеком.

Эрнест Баатырев

ИсторияОбществоПолитикаМонголия Россия

9104

07.03.2024

Альтернативная Монголия: путешествие в Музей истории пустыни Гоби

В том, что монгольский туризм – это не только Улан-Батор, можно убедиться по обилию нестоличных достопримечательностей. Не обязательно быть искушенным путешественником, чтобы найти что-то интересное для себя в монгольской провинции.

Эрнест Баатырев

ИсторияОбществоТуризмМонголия

4002

21.02.2024

Борьба за культурное наследие: Монголия возвращает исторические артефакты

Вопрос о возрождении культурного наследия в Монголии в последнее время стоит очень остро. На государственном уровне ведется комплексная работа по возвращению в разное время вывезенных из страны ценностей.

Эрнест Баатырев

ИсторияОбществоМонголия

3970

05.02.2024

Монгольское наследие: мировое признание наскальных надписей Цогто-тайджи

В Монголии еще один культурно-исторический объект получил статус охраняемого ЮНЕСКО. Под защиту международной организации попали наскальные надписи Цогто-тайджи. В этом материале Бабр расскажет о том, чем памятник монгольской письменности заслужил такую честь, и в чем заключается его ценность.

Эрнест Баатырев

ИсторияОбществоМонголия

4927

24.01.2024

Монгольская идентичность в центре внимания: ретроспектива Дня национальной свободы

Сегодня Монголия отмечает День национальной свободы и восстановления независимости страны. За последние полтора десятка лет праздник приобрел общенациональные масштабы и является одной из знаменательных дат монгольского светского календаря.

Эрнест Баатырев

ИсторияОбществоПолитикаМонголия

26454

29.12.2023

Традиция скотокрадства в Монголии: преступления и наказания

Одной из больных тем кочевой культуры является скотокрадство. Эта проблема свойственна и Монголии, и России. В этом материале Бабр расскажет, почему средневековое явление процветает в приграничных районах двух стран и сегодня.

Эрнест Баатырев

ИсторияКриминалОбществоМонголия

8285

05.12.2023

История на скалах: уникальные композиции в горах монгольского Алтая

Территория Монголии таит в себе огромное количество исторических тайн. Труд археологов здесь часто вознаграждается интересными находками. В этом материале Бабр расскажет об одной из них.

Эрнест Баатырев

ИсторияКультураОбществоМонголия

34426

01.12.2023

Из исторических ошибок в современное сотрудничество: монгольская реабилитационная работа и партнерство с Южной Кореей

Встав на демократические рельсы, монгольское общество проводит серьезную работу над ошибками. Ее частью является и реабилитация жертв политических репрессий. В этом материале Бабр расскажет о деятельности Государственной комиссии по реабилитации и содействии в этом направлении Южной Кореи.

Эрнест Баатырев

ИсторияОбществоПолитикаМонголия

33809

27.11.2023

История Монголии: осколки империи в руках тюрков

Бабр продолжает цикл материалов об истории Монголии, в которых подробно изложено, почему монгольский мир — уникальное и интересное явление с исторической, культурной и экономической точек зрения. В этой статье читатели узнают, кто завладел осколками Монгольской империи после ее упадка.

Виктор Кулагин

ИсторияКультураЗдоровьеМонголия Китай

42364

15.11.2023

День гордости и день рождения: загадки монгольских праздников

В 2023 году 14 ноября в Монголии объявлено официальным выходным днем. Нынче эта дата признана днем рождения Чингисхана и Днем гордости Монголии. В этом материале Бабр расскажет, почему ежегодно дата официального праздника меняется и какие мнения имеются на этот счет.

Эрнест Баатырев

ИсторияКультураОбществоМонголия

40412

14.11.2023

Монгольский червь-людоед: миф и реальность

Монгольское общество, являясь традиционным, имеет богатую культуру, включающую в себя множество мифов. Один из них – олгой-хорхой – смертоносный червь, приводящий в ужас жителей Гоби.

Жаргал Лимонов

ИсторияОбществоТуризмМонголия

11351

02.11.2023

История Монголии: «черная смерть» империи и ее наследие

Бабр продолжает цикл материалов об истории Монголии, в которых подробно изложено, почему монгольский мир — уникальное и интересное явление с исторической, культурной и экономической точек зрения.

Виктор Кулагин

ИсторияКультураЗдоровьеМонголия Китай Россия

58219

01.11.2023

Лица Сибири

Минченко Андрей (Гедеон)

Садовская Марина

Очиров Бато

Желтиков Сергей

Торопкин Максим

Клюев Максим (епископ Максимилиан)

Иванова Наталья

Лазарева Марина

Пушкарев Иван

Никитина Татьяна