Филипп Марков

© Babr24.com

 Источник: vk.соm/kirillkrok

КультураIt`s my life...Россия

60749

13.03.2024, 23:58

Блогнот. Неотправленное письмо Римасу Туминасу

Дорогой Римас! Мы никогда не говорили друг другу ты, только – Вы. В этом «Вы» было особое отношение, степень доверия, залог успеха театра. Не буду скрывать – нам тяжело. Тяжело всему театру. Многочисленным Вашим поклонникам. Каждому по‑своему. Да, мы все знали, что Вы тяжело больны. Понимали, что каждый новый день для Вас – подарок судьбы. Вы умели ценить эти дни, как никто из нас.

И хоть последние два года физически Вас не было с нами, но мы всегда незримо ощущали Ваше присутствие. Вам всегда можно было позвонить, излить душу, получить совет, попросить о помощи. Вы легко и быстро откликались. Просто так. По‑человечески. Без каких‑либо преференций. Порепетировать онлайн с артистами – пожалуйста. Посмотреть запись спектакля, внести корректировки – конечно! Посоветовать новому режиссёру кого из артистов ввести на ту или иную роль – с радостью.

Последний раз мы с Вами разговаривали в понедельник, 4 марта. Вы мне позвонили. Я был безумно рад услышать Ваш тихий голос.

– Надеюсь, к концу недели врачи меня из больницы выпишут, – поделились Вы. – А знаете, чем я сейчас занят? Смотрю запись нашего «Евгения Онегина».

Накануне мы отправили Вам последнюю запись спектакля, дабы Вы его, как принято у нас говорить, почистили.

– Лежу, вот пишу замечания. Расшифрую и пришлю в Москву. Или сам позвоню артистам, подскажу, на что обратить внимание.

Если бы тогда знать, что это был мой последний разговор с Вами, Мастер. Потом я получил от Вас смс‑сообщение очень личного плана и последнюю вашу фотографию. И только сейчас осознаю, что, возможно, это было такое Ваше прощание. Вы же были режиссёром до кончиков пальцев, до последнего вздоха, даже свой уход «решили» так, как подсказывало Ваше сердце и талант.

Я прекрасно понимаю, что с Вами закончилась эпоха, золотой век Вахтанговского театра. И в то же время помню Ваши слова:

– Поймите, Кирилл Игоревич, театр на нас с вами не заканчивается. Будет новое, другое, хорошее или плохое – нам неведомо, но это другое точно будет.

Да, начнётся новая история. Но нам всем ещё предстоит осознать Ваш вклад в историю не только Вахтанговского, но и всего российского театра. Пока мы не можем его объять и осмыслить. Для этого нужно время.

Благодаря Вам миллионы людей во всём мире открыли для себя заново русскую классику и драматургию – Пушкина, Чехова, Толстого, Лермонтова. Открыли для себя русского артиста, системы координат Станиславского и Вахтангова. Мы объездили с Вашими спектаклями большую часть мира. Посмотрели страны, в которых, если бы не Вы, возможно, и не побывали. Вы привили нам вкус к театру. Вложили его в каждого артиста, показали, что хорошо, а что плохо.

Кирилл Крок и Римас Туминас

Вы никогда не рассматривали Театр Вахтангова как авторский театр. Всегда подчеркивали, что Вы здесь гость. Умело со всеми нами играли, придумав прекрасный режиссёрский ход с чемоданами. Говорили:

– Они всегда стоят собраны у порога. Как только я Вам наскучу, почувствую это, то пущусь в дальнейшее путешествие.

Возможно, поэтому в большинстве Ваших спектаклей на сцене был неизменный атрибут – чемодан. Символ вечной дороги, в поисках праздника...

Вы пропускали через свою систему художественных и человеческих координат все спектакли, что выходили в нашем театре. Давали мудрые советы режиссёрам. Мы сошлись с Вами на том, что одна из главных наших задач – вырастить новое актёрское поколение вахтанговцев. Обсуждали с Вами, что если герои Вашего великого спектакля «Пристань» уйдут, кто встанет на их место? Сегодня можно смело сказать, что Вы, как художественный лидер, эту задачу выполнили.

Вы были настоящим строителем. Причём строили театр очень трепетно. Обычно с приходом нового лидера в театр начинает литься чья‑то кровь. Вы же не уволили ни одного человека, не пили ничьей крови. Может быть, другие и пили Вашу, но Вы себе такого не позволяли. Дверь Вашего кабинета всегда была открыта. Вы дарили свою частичку сердца каждому, кто входил к Вам, – монтировщику, капельдинеру, народному артисту – они все для вас были в равной степени дорогими людьми, без которых невозможно построить театр.

Сказать, что с Вами было всегда просто и легко, значит соврать и себе и Вам. Вы прекрасно понимали, что театр возможен только тогда, когда утром идут репетиции, а вечером – спектакли. Помимо художественных законов сцены Вы понимали и принимали и законы экономические, по которым существует театр. Всегда меня в этом поддерживали. Наверное, это может понять только художник, который, как и Вы, самостоятельно выстроил свой театр. А Вы это блестяще сделали, создав в Вильнюсе прекрасный Малый театр.

Наверное, для любого человека высшая награда – любовь людей. Вот Вы всегда подчёркивали, что профессия режиссёра вторична и, по сути, не публична. А не стало Вас, и весь фасад театра утопает в цветах. Такую награду – любовь и уважение людей – никто, Римас, не распределяет и не назначает, она либо случается, либо – нет.

Огорчали ли Вас те гадости, которые доводилось Вам о себе слышать, затрагивали ли они Вас? Думаю, что нет, ибо умели Вы на всех и вся посмотреть с добротой и иронией.

Однажды Вы ко мне подошли и спросили:

– А кто такой писатель Поляков, который меня в русофобии обвиняет?

Я Вам ответил:

– Когда-то был талантливым человеком, писал в 80‑е годы неплохие вещи... Сейчас тоже пишет. Но немного в другом жанре: доносы в Следственные органы на Театр Вахтангова.

Вы со свойственным Вам юмором ответили:

– Надо же, как интересно люди живут!

А помните, как артистка Татьяна Васильева после спектакля «Дядя Ваня» рассыпалась у Вас в кабинете в комплиментах? Говорила о том, какой великий Вы спектакль поставили, как уважительно отнеслись к Чехову. В ресторан водила, всю ночь кружила... Обидно ли Вам было, когда спустя какое‑то время она за деньги в одном мерзопакостном эфире говорила о Вас гадости? Думаю, нет, ибо были Вы всегда выше этого.

А сколько раз я видел у Вас в кабинете Вашего однокурсника по ГИТИСу Сергея Германа, которого Вы всегда принимали. Вели с ним по вечерам долгие беседы, шутили... Когда я однажды спросил, почему он к Вам так часто ходит, Вы ответили:

– Хочет спектакль у нас поставить. Но увы, не дано ему.

– А что ж Вы тогда ему напрямую не откажете?

– Не умею. Не могу обидеть человека, нужно его пожалеть...

Обидело ли Вас, Римас, когда этот человек позвонил Вам в непростой эмоционально для всех нас момент, а для Вас особенно, стал провоцировать на острый разговор, после чего слил его в общественное пространство? Зная Вас, подозреваю, что нет.

Вы были католиком. По Вам отслужили мессу в Италии. У нас, православных, принято поминать на 9 день.14 марта по Вам отслужат панихиду и в Москве.

Вы, дорогой Римас, режиссёр до кончиков пальцев, до последнего вздоха! Не знаю уж, провидение ли это, или Вы так всё задумали, но ушли Вы от нас в день, когда мы играли «Войну и мир». А на 9 день мы играем спектакль «Улыбнись нам, Господи».

Вы всегда «пугали» нас собранными чемоданами, ох, как же мы их боялись! А ушли без них. Так и оставили у порога. И всё содержимое – Ваши прекрасные спектакли, наследие Российского и Мирового Театра. На долгую всем нам память. Знаете, Римас, я очень хочу, чтобы всем нам, и в первую очередь Вам, улыбнулся Господь.

Автор: Кирилл Крок, директор Театра имени Евгения Вахтангова, заслуженный деятель искусств России

Фото: vk.соm/kirillkrok

Филипп Марков

© Babr24.com

 Источник: vk.соm/kirillkrok

КультураIt`s my life...Россия

60749

13.03.2024, 23:58

URL: https://www.babr24.com/msk/?IDE=257511

bytes: 8466 / 7994

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Филипп Марков, редактор отдела культуры.

На сайте опубликовано 3612 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "Культура" (Россия)

Видео дня. Домовёнок Кузя Бурунов и Нафаня Харламов

Кинопрокатная компания «Атмосфера кино» представила первый полноценный трейлер фэнтезийной семейной комедии производства Кинокомпании братьев Андреасян «Домовёнок Кузя» по сказочным повестям Татьяны Александровой.

Филипп Марков

КультураРоссия

5315

09.10.2024

Запашный vs Шабанов. Абсурд и профанация

Сегодняшний Росгосцирк — это рассадник коррупции и репрессивный аппарат по подавлению всех несогласных под твоим медийным прикрытием, а возможно и при твоём непосредственном участии. И ты, Эдгард, молчишь! Интересно мне почему?

Адриан Орлов

КультураМаразмНовосибирск Россия

5958

08.10.2024

Красотка из «Чужого» и «Аватара». К юбилею Сигурни Уивер

Я благодарна Чужому. Этот ублюдок дал мне всё. Сигурни Уивер Эллен Рипли в «Чужом» и «Чужих», Дана Баррет в «Охотниках за привидениями», Гвен в «Поисках Галактики», Грэйс в «Аватаре», Мишель в «Роботе по имени Чаппи».

Филипп Марков

КультураСобытияМир

5075

08.10.2024

Видео дня. Право Маякина на лево и душеспасительный эффект «Пришельца»

Кинокомпания Russian World Vision представила трейлер комедии «Право на лево», которую можно будет посмотреть в кинотеатрах страны с 31 октября. Иван – молодой и успешный адвокат, который пользуется огромным вниманием женщин.

Филипп Марков

КультураРоссия

6026

07.10.2024

Легенда Малого из ВГИКа. К юбилею Алефтины Евдокимовой

Актёры, окончившие театральный вуз и сделавшие карьеру в кино, – не редкость. Гораздо труднее встретить театральных мастеров, выпустившихся в своё время из Института кинематографии.

Филипп Марков

КультураСобытияРоссия

16155

06.10.2024

Видео дня. Эйдельштейн, Борисов и Анора: история настоящей любви 18+

Кинопрокатная компания «Атмосфера кино» представила адаптированный трейлер комедийной мелодрамы «Анора», завоевавшей «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале 2024 года и запланированной к показу в российских кинотеатрах.

Филипп Марков

КультураРоссия

12691

05.10.2024

Беляковская субстанция уикенда. Сергей Светлаков vs Эдмон Дантес

Ряд знаковых новинок, пять из которых сумели войти в топ‑10 проката, и рост интереса к релизам прошлой недели позволили кинопрокатчикам собрать рекордную за последние пять месяцев кассу уикенда. По данным портала Kinobusiness.

Филипп Марков

КультураРоссия

10118

04.10.2024

Видео дня. «Плохая девочка» Кидман

Кинокомпания A24 представила первый полноценный трейлер эротического триллера «Плохая девочка» (Babygirl), рейтинги которого на англоязычных сайтах-агрегаторах, согласно обзорам и оценкам критиков, соответствуют статусу «всеобщее признание».

Филипп Марков

КультураМир

9964

03.10.2024

Блогнот. Причины гибели Хабаровского театра

Беда в Хабаровске. Больше нет Хабаровского музыкального театра, в котором мы были на гастролях, в котором я знаю художественного руководителя – молодого и талантливого Никиту Туранова. Случилось огромное горе.

Филипп Марков

КультураРоссия

8533

03.10.2024

Интеллектуальная жестокость чёрно-серого мира. К юбилею Грэма Грина

В его творческом наследии 25 остросюжетных детективных и социальных романов, первый из которых был написан в 25 лет, а последний – в 84, а также повести, пьесы, сборники рассказов и мемуарная проза.

Филипп Марков

КультураСобытияКак по-писаномуМир

8328

02.10.2024

От невесты Дракулы до жены Битлджуса. К юбилею Моники Беллуччи

Красота для женщины становится проблемой только в двух случаях: когда её нет и когда нет ничего, кроме красоты. Моника Беллуччи Невеста графа Дракулы, Малена Скордиа, Клеопатра, Персефона, Мария Магдалина, жена Битлджуса и, конечно, Алекс в скандальной «Необратимости».

Филипп Марков

КультураСобытияМир

9937

30.09.2024

В прокат вышла история Алдара Цыденжапова. Ожидания не оправдались

26 сентября на широкие экраны вышел фильм «9 секунд» режиссера Олега Штрома, посвященный подвигу матроса Алдара Цыденжапова, который ценой своей жизни в 2010 году спас более 300 сослуживцев на эсминце «Быстрый». Сюжет — беспроигрышный вариант для патриотического блокбастера.

Виктор Кулагин

КультураБурятия Россия

10944

28.09.2024

Лица Сибири

Мазур Михаил

Торгунаков Геннадий

Быков Анатолий

Кожеуров Денис

Волков Константин

Носков Иван

Амагыров Валерий

Кайнова Валентина

Левченко (Соловьева) Наталья

Гимельштейн Александр