Беседовал Олег Гулевский

© АИФ в Восточной Сибири

Общество Иркутск

2303

19.12.2005, 15:00

Четыре грани объединения

Несмотря на преклонный возраст, у моего собеседника быстрый и очень логичный ум, загруженный массой цифр и цитат. Еще сорок лет назад, возглавив Боханский отдел народного образования, Гавриил Николаевич БОГДАНОВ обратился к изучению истории своего народа. Проштудировал сотни книг, рукописей, архивных дел... Сегодня в округе нет равного ему знатока биографии иркутских бурят.

Когда в 1991 году была создана Всебурятская ассоциация развития культуры (ВАРК), Богданов по праву стал ее вице-президентом, представляя "западное крыло" - Усть-Ордынский Бурятский автономный округ. Естественно, что объединение округа с областью он взвешивает на весах, где на одной чаше самобытность, на другой - целесообразность.

- Задумывая реорганизацию такого масштаба, мы должны держать в уме четыре аспекта: этнический, экономический, социальный и политический. Самый сложный и болезненный, конечно, этнический. Помните крылатую фразу советских времен: "Царская Россия - тюрьма народов". Если тюрьма, то откуда взрыв национального чувства в войне 1812 года, когда калмыцкий полк - а это наши земляки - одним из первых вошел в Париж, а агинские буряты сделали самые большие сборы в пользу армии?.. Русские цари умели править многонациональной страной, стараясь не ущемлять национальной гордости. Это очень тонкая материя. Ткется она из уважения к традициям, обрядам, религии, языку...

Владеть языком и считать язык родным - не одно и то же

- Сетуют, что бурятский язык теряет популярность и все больше замещается русским. Действительно ли это так?

- В переписи 1989 года была графа: родной язык. 90 процентов опрошенных бурят назвали бурятский родным. Перепись 2002 года поставила вопрос по-другому: сколькими языками вы владеете. Лишь 83 процента ответили, что двумя. Чувствуете разницу? Можно выучить несколько фраз и сказать - владею. Другое дело назвать язык родным. Это, как мне сказал однажды директор института языкознания Академии наук Виноградов, тот язык, на котором ты научился говорить. Вот и делайте выводы, теряем мы свой язык или нет. Конечно, теряем...

- А ведь обретение округом самостоятельности в 93-м году как раз связывали с возрождением языка?

- Ну, со многим связывали: и с культурным ренессансом, и с экономическим бумом... Вместо бума - сплошное разрушение экономики. Правда, мы оказались не оригинальными, то же самое происходило и в области, да и во всей России. Границы провели, а жизнь что по эту стороны границы, что по ту одна и та же: земля непаханая, фермы в развалинах, народ под градусом... И потребляют ведь сущую отраву - технический спирт. А откуда взять деньги на водку, говжрят мужики, когда ни работы, ни заработка: "А на бутылку спирта всегда можно наскрести - всего-то 20 рублей. Если ее развести, то получается 3 бутылки". И дешево, мол, и сердито. А то, что здоровье гробят, никто и знать не хочет.

- Согласитесь, к рюмке прикладывались и при советской власти.

- Прикладывались, но меньше. В нашем улусе, когда я был маленьким, молодые вообще не пили. Старики собирались на праздники, пригубляли понемногу, как говорили, "архидашничали", и все. Хотя на опасносрь алкоголизма бурятская интеллигенция указывала еще в начале пржшлого века. Ведь для чего призвали лам на территорию иркутских бурят и начали строить дацаны? Как средство против алкоголизма. Ламаизм, как конфессия, ведь запрещает потребление вина и водки.

- Помогло?

- Может быть, и помогло бы, не объяви советская власть религию опиумом для народа. Ну а нынешние ламы, наверное, не столь стойки в вере. Замечал: сами грешат спиртным...

Труд еще может отвратить от бутылки

- Если pелигия бессильна, то чем же отвратить народ от бпиртоносов?

- Трудом. Самое лучшее средство - занять людей. Вон в "Приморском", у Аполлона Николаевича Иванова, никто не шатается пьяным по улицам. Это не хозяйство, а какой-то оазис в пустыне. Кругом не сеют, не пашут, а у них элеватор от пшеницы распирает. А ведь тоже на краю гибели стояли, когда шерсть стала стоиrь в три раза дешевле строительной пакли. У них же специализация была - овцеводство, 31 тысяча голов. Все, думаю, крышка "Приморскому". Ан нет. Аполлон Николаевич быстренько избавился от нерентабельных овец и переключился на полеводство. И не абы какое, а земледелие высокой культуры. Он, пожалуй, единственный в области, кто держит черные пары, давая земле отдохнуть. Естественно, и соответствующий урожай получает.

- Как я понимаю, чтобы быть рачительным хозяином, не обязательно брать, говоря словами Бориса Ельцина, столько суверенитета, сколько можно проглотить?

- Для Иванова важен суверенитет своего хозяйства: "Не лезьте и не мешайте мне работать". Он часто повторяет: экономике границы не нужны. И, наверное, прав. Своим зерном он торгует по всей области: в Усолье-Сибирском, Иркутске... И оно идет нарасхват. Потому что товар ценят не по национальности, а по качеству.

- Почему же так мало у нас Ивановых, способных получать от земли доход, а не сплошные убытки? Неужели так обнищали талантами?

- К сожалению, вся эта перестроечная пертурбация привела к безответственности. Многих руководителей прельстила легкая нажива. Государственный контроль исчез, и стало легко набивать себе карманы, разоряя хозяйства. Притом безнаказанно. Ведь ни одного из этих разорителей не привлекли к ответственности, никого. Чтобы быть Ивановым, надо обладать не только хозяйской жилкой, но в большей степени такими, ставшими ныне дефицитными качествами, как честность, порядочность и милосердие к людям. Почему народ на селе хватается за бутылку? Да он просто деморализован и предательством государства, и ненасытной жадностью своих руководителей. Он мечтает о справедливости.

Сколько у тебя сыновей?

- Как вернуть нам эти утерянные человеческие ценности?

- Только воспитанием. Говорят, объединившись, мы потеряем экономическую независимость. А зачем она нам, если плодит нищету? Давайте отдадим экономические рычаги в руки области. Как говорится, одна голова хорошо, а две лучше. И медицину отдадим. Это же обидно, когда больной из Усть-Орды приезжает в областную больницу, а ему говорят - ты чужой. Почему чужой, когда эту больницу строили всем миром?.. Но вот культуру и образование, я считаю, мы должны оставить за округом. Потому что они-то и есть инструмент воспитания, способный сохранить и упрочить наши традиции.

- Какие из традиций и сегодня востребованы?

- Уважение к предкам. У нас так говорят: плохо, когда река выходит из берегов, плохо, когда человек ставит себя выше родственников. Помню, как мне в детстве устраивали экзамен. Зайдет к нам в дом какой-нибудь старик, поставит перед собой: а ну-ка, скажи, кто ты есть и откуда. Вот и рапортуешь ему всю родословную до седьмого колена. И попробуй ошибись - позор.

- Почему именно до седьмого?

- Во избежание кровосмешения. Народ наш по численности невелик, и браки между близкими родственниками могли привести к кровосмешению и деградации. Только развилка родословной в седьмом колене гарантировала семье здоровое потомство. Существовала даже пословица: жену надо брать подальше, имея в виду родственную линию, а друга поближе.

- Правило семи колен сохраняется и поныне?

- Не всегда. Сейчас, бывает, женятся и на двоюродных сестрах. А все, наверное, оттого, что перестали заботиться о продолжении рода. Раньше, встретившись, родственники сразу же после "здравствуй" задавали вопрос: сколько у тебя сыновей. А ныне хвалиться нечем. Сравните: если пятнадцать лет назад рождаемость у бурят превышала смертность в три раза, то ныне едва покрывает естественную убыль. Это в округе. У тех же бурят, что разбросаны по области, а это ни много ни мало около 27 тысяч человек - третья часть от общего числа, рождаемость, как и у русского населения, ниже смертности.

- Пример русских влияет?

- Жизнь влияет! Мы все впряжены в одну повозку: и русские, и буряты. Вытянем ее из болота на твердую землю, тогда и вернется привычка спрашивать, сколько у тебя сыновей.

Беседовал Олег Гулевский

© АИФ в Восточной Сибири

Общество Иркутск

2303

19.12.2005, 15:00

URL: https://www.babr24.com/irk/?ADE=26667

bytes: 7925 / 7904

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Последние новости

14.06 06:55
В Заксобрании приняли в первом чтении поправки, разрешающие строительство красноярского метротрама по ночам

14.06 06:39
В Красноярске задержали родственника экс-депутата Гольдмана

14.06 06:35
Три района в Красноярске оставят без холодной воды

14.06 06:06
Строительство метротрама в Красноярске частично остановили из-за археологических находок

14.06 01:54
В мэрии Новосибирска прокомментировали курсирующий по городу ржавый троллейбус

14.06 01:42
Власти Новосибирска зарезервировали новое место для набережной

13.06 20:04
Подрядчика по ремонту Академической улицы в Иркутске оштрафовали на 1,5 миллиона

13.06 19:05
Инсайд. Иркутский район готовится к преобразованию в муниципальный округ

13.06 18:52
В Бурятии неизвестный украл фотоловушку близ нелегальной свалки

13.06 17:56
Пчеловодам Шегарского района напомнили, как уберечь пчёл от отравления ядохимикатами

Лица Сибири

Потапов Леонид

Лбов Александр

Силивончик Александр

Салацкая Диана

Ратнер Михаил

Матханов Иринчей

Рыбникова Анна

Литвин Дмитрий

Апрелков Николай

Тюменцев Валерий