Наталья Шапарова, БАБР.RU

© Babr24.com

События Мир

5334

18.01.2005, 16:29

Сегодня - Крещенский вечерок

Этот день исстари почитался славянами как канун Крещения Господня, одного из величайших праздников года. Фактически, этот день был как бы подготовкой к Богоявлению, и многие его ритуалы и обычаи как бы подводили итог двенадцатидневного святочного цикла.

Например, в знак завершения святочного периода, в канун Крещения из дома удалялись все символы рождественских праздников, в частности, украшения и символы плодородия, такие, как солома, обрядовый хлеб и пр. Так, у восточных и западных славян из избы выносили сено, пролежавшее на столе все святки (в некоторых местах из этого сена и другого мусора устраивали ритуальные костры); сербы и болгары собирали с пола рождественскую солому и развешивали ее по постройкам, в садах и огородах, иногда на плодовых деревьях и на полях (для обеспечения урожая); украинцы и русские развязывали и выносили из дома рождест-вен-с-кий сноп ("розпускали кольидник"), и т.п. Во многих местах в сочельник снимали святоч-ные украшения, выносили из дома накопившийся святочный мусор и пепел из очага, а также вытаскивали не успевшую сгореть до этого дня часть бадняка (обрядового полена, горевшего все святки) и зарывали ее в землю посреди поля или виноградника (опять-таки для стимуля-ции плодородия, жизненной силы земли), либо прятали в укромное место и хранили до следующего Рождественского сочельника (в этом случае оставшейся головней разводили "новый огонь"). Обрядовый хлеб, лежавший на божнице (в "красном углу") в продолжение святок, скармливали скоту и домашней птице (считалось, что это защищает домашних животных от болезней и обеспечивает хороший приплод скота и яйценосность птиц); кое-где то же самое делали и с остатками святочной пищи (например, в некоторых местах остатки кутьи, хлеба и блинов, оставшиеся от трех святочных ужинов, смешивали с зернами и освященной водой и отдавали домашним животным).

Очень многие обычаи и обряды Крещенского сочельника почти в точности повторяли обычаи, приурочивавшиеся к кануну Рождества. Например, весь канун Богоявления, как и канун Рождества, крестьяне проводили в строжайшем посте (даже дети, подростки и больные стара-лись не есть "до звезды"), а во время вечерни обязательно собирались в церковь. Поздним вечером в каждом доме устраивалась ритуальная трапеза, называемая Сочельником, Голодной кутьей, или Голодным святым вечером; эта трапеза традиционно проходила по обычаям "коляд-ных" (святочных) ужинов. Для нее готовили нечетное количество постных ритуальных блюд: например, у восточных славян на стол обязательно подавали кутью, бобовые блюда, сухие фрукты (узвар), иногда и мед, а также пекли блины и ритуальный хлеб (кара-вай, печенье, пироги и пр.). При этом все время трапезы у всех славян было обычно заполнено разнообразными обрядами и обычаями, свято соблюдаемыми в каждой семье. Так, например, в некоторых белорусских селах принято было съедать ужин в Крещенский сочельник как можно быстрее, чтобы летом вовремя управиться с полевыми работами. Болгары в сочельник устраивали третий, последний святочный ужин ("кадена вечеря") и к традиционным постным блюдам добавляли грецкие орехи и зерно, а также ставили свечу, не догоревшую после двух предыдущих трапез. Сразу после ужина хозяева кормили домашнюю птицу в обруче от бочки, гадали об урожае, приплоде скота и благополучии дома, обвязывали соломой фруктовые деревья, чтобы получить хороший урожай фруктов, и пр.

У восточных славян в Крещенский сочельник принято было приглашать к ужину некоторых мифологических персонажей - Мороз, Волка, Зверей, Ветер и пр.; такое приглашение должно было задобрить их и предотвратить их приход в неурочное время, когда они могут серьезно навредить людям и хозяйству. Обряд приглашения совершался обычно перед самым началом ужина, когда хозяин громким голосом зазывал: "Мороз (или Волк и пр.), иди кутью есть!", и добавлял пожелание, чтобы приглашаемый не приходил летом, не трогал поля и скот и т.п. Обычно такое приглашение произносилось в окно, в трубу или у печи, с порога дома или у ворот (т.е. в обычных местах контакта с потусторонним миром), и хозяин при этом держал в руках ложку или миску с отложенным приношением (кашей или киселем).

Помимо вредоносных мифических персонажей, к столу в Крещенский сочельник приглашали также и души умерших предков. Для них подбрасывали к потолку первую ложку кутьи; клали на стол лишнюю ложку и тарелку; откладывали часть пищи от каждого блюда в особую миску ("Щоби сi душi накормили тай памнiтали Свйит-вечiр водохрэсний"); освобождали место за столом; зажигали свечу "для мертвых"; открывали двери, окна, печную трубу; клали блины или кутью на окно и т.д. Наряду с этим, в некоторых южнорусских областях вечером перед праздником Богоявления "грели родителей", разводя во дворах или в воротах большие костры из соломы и навоза и приглашая умерших предков греться у огня; при этом нередко делали и общий костер (как бы для всех покойников), собирая для него солому и щепки со всех дворов.

Все эти обряды были связаны с представлением о Крещении как о переломном, пограничном времени. Крещение было завершением святок - нечистого, "поганого" и опасного периода. С наступлением Крещения заканчивался краткий период присутствия на земле душ умерших и некоторых сезонных демонов, а также вообще разнообразных нечистых духов; и в сочельник эти сверхъестественные существа как бы прощались с миром и покидали его вместе с отходящими праздниками. Нередко их даже специально выпроваживали при помощи различных ритуальных действий сразу же после вечер-ней трапезы. Так, например, крестьяне верили, что после святок "дзяды", души умерших, возвращаются обратно в поту-сто-ронний мир, поэтому на Крещение их с особыми обрядами "провожали" из дома; в это же время устраивались и проводы других сверхъ-естест-венных существ (нечистой силы, а также "старого года", "кутьи", "коляды" и т.п.), только их, в отличие от "дзядов", не провожали с почтением, а изгоняли. Например, в Крещенский сочельник после ужина во многих местах "прогоняли кутью" выстрелами во дворе, ударами палкой в ворота и двери дома, хлопаньем кнутов, битьем в печные заслонки и пр.; в русских селах парни скакали верхом на конях вдоль села и с громкими криками били метлами и кнутами по углам и заборам, "изгоняя святки"; в некоторых белорусских селах хозяин приносил в дом шапку гороха и бросал горстями по углам и по полу, приговаривая: "Идзи уже, калядка, з Богам найвыжшим, а за рок зно? да нас прыбывай!", и т.д. У болгар и македонцев символическое изгнание святочных нечистых духов заключалось в ритуальных обходах церковнослужителей в канун Крещения, когда дворовые постройки и сами угодья окропляли святой водой; то же самое наблюдалось и во многих других местах, где также освящали воду не только в сам праздник Крещения, но и накануне.

Водосвятие издревле было одним из самых значимых обрядов как Крещения, так и Крещенского сочельника. Например, в некоторых русских селах в канун Крещения воду освящали внутри храмов или в колодцах, а в самый день Крещения - на ближайшей реке или озере, изгоняя из вод всех находящихся там нечистых духов. Воду, освящаемую в церкви накануне праздника Богоявления, поселяне приносили домой и окропляли ею жилые здания, людей, хлева, домашних животных, разные хозяйственные принадлежности и подсобные помещения (например, в Малороссии обязательно окропляли погреба, где зимуют пчелы); при этом окропление нередко сопровождалось другими охранительными действиями, например, вычерчиванием мелом или выжиганием крестов на дверях, окнах, притолоках и других особенно видных местах зданий. В некоторых областях Литвы в сочельник перед Крещением на дверях также писали латинские буквы: G.M.B. - начальные именные буквы волхвов (Гаспар, Мелхиор, Валтасар), приходивших с дарами в Вифлеем на поклонение младенцу Иисусу Христу; а те, кто не владел грамотой, вместо них рисовали три креста. В Хорватии вечером на Крещение в двери домов затыкали дубовые веточки, которыми утром кропили хозяйственные постройки, а в некоторых районах Польши вокруг двора по всему забору чертили непрерывную линию, замыкая жилое пространство.

Освящение воды накануне Богоявления, так же, как и в сам праздник Крещения, без сомнения, было связано с легендой о крещении Христа в реке Иордан. При этом у всех славян издревле существовало представление о том, что в ночь накануне великого праздника всякая вода в реках и источниках благословляется и освящается самим Господом, и в мире творятся всякие чудеса: на мгновение "открываются небеса", и у человека, увидевшего это чудо, исполняется любое желание; перестает дуть ветер, животные начинают разговаривать человеческими голосами, сны оказываются вещими, на деревьях появляются цветы и зреют золотые яблоки, святые спускаются на землю и ходят среди людей, и т.п. По общесла-вянс-ко-му поверью, вода в водоемах в самую полночь на миг останавливает свое течение и стано-вит-ся чудодейственной, целебной, святой и чистой, "окрещенной"; во многих местах верили, что она ненадолго превращается в вино (реже - в золото или серебро, в кровь Христову и т.п.), а восточные славяне полагали также, что если в самую Крещенскую полночь вода в проруби сама колыхнется, "пойдет волной", то в ней можно увидеть Господне Крещение. Поэтому многие поселяне в полночь непременно ходили к проруби за водой, надеясь увидеть это чудо, и старались зачерпнуть воды в самую минуту колыхания. Воду, набранную в это время, хранили в течение года как реликвию, полагая, что она не может испортиться и способна вылечить практически любой недуг. Даже крещенский снег в народе наделялся священной магической силой: русские крестьяне собирали его ночью со стогов или крыш, топили и хранили в течение года от болезней и нечистой силы, а также как средство для отбеливания холстов.

Совершались накануне Богоявления и другие ритуалы, преимущественно из числа тех, которые приурочивались также к кануну Рождества и Нового года. Например, во многих местах принято было в "Крещенский вечерок" ходить по домам "щедровать", колядовать. Обычно этим занималась молодежь: парни и девушки (а иногда и взрослые, либо детишки) собирались группами, ходили по селу, распевали колядки и произносили различные благо-по-же-лания, а хозяева за это одаривали их различной снедью, иногда - мелкими деньгами и пр. В Македонии и некоторых других местах в это время совершались заключительные обходы русалий. У восточных славян в Крещенский сочельник (либо накануне Рождества или Нового года) "кликали плугу", т.е. славили плуг; этот обряд, по-видимому, был разновидностью т.н. "авсеневого ритуала" и должен был благотворно воздействовать на плодородие земли. По сути своей, подобные обряды были языческими, однако сохранялись долгое время и после принятия язычниками веры Христовой, сливаясь с чисто христианскими ритуалами.

Помимо них, языческими по сути были также и гадания, совершаемые в сочельник (как на Рождество, так и на Крещение). Как последний срок присутствия на земле нечистых духов и время активности потусторонних сил вообще, Крещенский вечерок считался одним из самых подходящих дней для гаданий о судьбе и о будущем; при этом гадания начинались обычно после заката солнца, с той минуты, как в домах зажигали огонь, и заканчивались порой глубокой ночью (так как некоторые гадания требовалось проводить в полночь или даже заполночь). Гадали преимущественно девушки, но к некоторым гаданиям прибегали и парни, и даже взрослые люди; гадали как в доме, так и в нежилых постройках (банях, овинах, амбарах и пр.), на улице, на перекрестках, у реки и пр. Гадания были самыми разными: и достаточно безобидными, и "страшными".

К числу более-менее безобидных гаданий относились гадания по различным приметам и предметам, снам, случайным знакам и пр. Например, для гадания о судьбе нередко брали миску или стакан с водой и понемногу лили в воду расплавленный воск или олово, либо выпускали в воду яичный белок; в любом случае, о будущем (вступлении в брак, счастливой или несчастной жизни, смерти и т.д.) судили по появляющимся в воде различным фигурам - случайно застывшим каплям воска, сгусткам белка и пр. Очень распространо было также такое гадание: девушки снимали с насеста кур и приносили в горницу, где заранее раскладывали воду, хлеб, уголь, золотые, серебряные и медные кольца; считалось, что если курица начнет пить воду, то у гадающей муж будет пьяница, если будет есть хлеб - муж будет бедняк, если клюнет золотое кольцо - муж будет богатый, а если медное - нищий, и т.д. (впрочем, толкования допускались разные). Иногда гадали еще так: брали скорлупы грецких орехов, резали восковые свечи на маленькие кусочки, зажигали их, вставляли в скорлупки и пускали плавать в чашку с водой, а затем смотрели: чья скорлупка потонет - та гадающая умрет незамужней; чья свечка сгорит скорее всех - той девице скорее и замуж выйти; чья свеча будет гореть дольше всех - той девушке остаться незамужней. Чтобы узнать облик будущего супруга, девушки перед сном ставили под кровать миску с водой и клали поперек прутик, а затем говорили: "Суженый-ряженый, переведи через мост"; или клали под подушку гребенку, говоря: "Суженый, ряженый! причеши мне голову" (считалось, что тогда суженый явится во сне и исполнит просьбу). Об имени "суженого" гадали так: девицы, собравшиеся все вместе в один дом, выходили на улицу и каждая спрашивала об имени первого встречного человека, полагая, что такое же имя (а по некоторым поверьям - и такая же "красота") будет и у ее жениха. Многие девушки ходили слушать под окна чужих домов и по доносившимся отдельным словам и самому настроению разговоров судили о будущей жизни (считалось, например, что если разговор веселый, то такова же будет и жизнь в замужестве). Для того, чтобы узнать, каков характером будет муж, девушки в темноте заходили в дровяной сарай и брали из поленницы полено, приносили его домой и там смотрели: если оно гладкое - муж будет хороший, а если суковатое и с трещинами - муж будет дурной и сердитый. Чтобы узнать, в какую сторону выдадут замуж, девушки бросали башмаки через ворота на улицу и смотрели, в какую сторону обращен носком упавший башмак (хуже всего, если башмак указывал на домашние ворота - это значит, что гадающей в этом году не выйти замуж); либо выходили к забору и говорили: "Залай, залай, собаченька, залай, серенький волчок", и слушали, откуда послышится лай (в ту сторону и замуж отдадут) и как он далеко раздается (если слышится издалека, то замуж идти на чужую сторону). Еще более распространено было такое гадание: после заката солнца девушки нагими выходили на улицу и там пололи снег, кидали его через плечо и затем слушали - в какой стороне послышится что-нибудь, в ту сторону и замуж выдадут. Подобных гаданий у всех славян насчитывалось множество, и к ним прибегала большая часть молодежи. "Страшные" гадания проводились при непосредственном или предполагаемом участии нечистых духов; поэтому, хотя такие способы гадания и считались "самыми верными", прибегать к ним решались только самые смелые девушки и парни. Например, очерь распространено было гадание с приглашением "суженого" на ужин: для этого девушка накрывала в пустой комнате стол скатертью, клала прибор, кроме ножа и вилки, и говорила: "Суженый, ряженый! приходи ко мне ужинать"; после этого она запирала двери и окна и садилась за стол, ожидая "суженого". Гадающие рассказывали, что перед его появлением ветер начинает шуметь под окнами и ударяет в окна и двери, а потом входит "суженый" (на самом же деле - черт в его обличьи), садится за стол, и в это время его нужно хорошо рассмотреть; можно также спросить его имя, только нельзя отвечать на его вопросы и вставать из-за стола. Обычно "суженый" во время разговора достает какую-либо вещь (платок, ленточку и пр.), и в это время обязательно нужно "зачураться" (т.е. сказать: "Чур моего места! Чур меня!"; тогда "суженый" исчезнет, оставив принесенную вещь); если же гадающая не успеет сделать этого или испугается, то "суженый" может задушить ее или увести с собой. Вариантом этого гадания являлись такие способы: девушка клала в стакан воды обручальное кольцо своей матери (или свое собственное колечко) и смотрела сквозь него, полагая, что вскоре в кольце покажется "суженый"; либо гадающая ставила зеркало и перед ним свечу (иногда - два зеркала, одно против другого, и несколько свечей), и смотрела в зеркало, веря, что "суженый" покажется в нем. В этих случаях также следовало вовремя "зачураться" во избежание несчастья.

Известны были также многочисленные "страшные" гадания с участием домашних духов. Например, на Русском Севере в ночь на Крещение гадающие девушки заходили в баню или овин и обнажали какую-либо часть тела, полагая, что, если банник (овинник) прикос-нет-ся к голому телу мохнатой ("шоснaтой") мягкой рукой, жизнь будет богатая, если же жесткой и голой - бедная. Иногда гадающие просто подходили к овину, амбару или бане и говорили: "Суженый-ряженый, приходи рожь мерять!"; если после этого в амбаре слышался звук сыплю-щегося зерна, считалось, что гада-ющая скоро выйдет замуж за богатого человека, если чудилось, что в амбаре метут пол веником, то считалось, что муж будет бедным, а тишина свидетельствовала о том, что девушка в будущем году останется незамужней; остругивание же досок или заколачивание гвоздей предвещало гадающей смерть.

Старики в канун Богоявления также занимались гаданиями, только другого рода - по разным приметам они судили о том, какой будет погода в последующие дни, каков уродится хлеб и т.п. Считалось, например, что если в крещенскую ночь звезды ярко блестят, хлеб уродится хороший; говорили также, что "яркие крещенский звезды породят белых ярок". В Крещенский сочельник ясный день - жди хорошего урожая гороха. Если на Голодную кутью будет метель - пчелы будут хорошо роиться, а если пойдет снег - уродится гречка. При этом замечали также, что если в канун Богоявления метель - то метель будет и на масленице, а если сильные южные ветры - лето будет грозовое; если же Богоявление пришлось под полный месяц - это к большому разливу вод.

Наталья Шапарова, БАБР.RU

© Babr24.com

События Мир

5334

18.01.2005, 16:29

URL: https://www.babr24.com/?ADE=18996

bytes: 17946 / 17946

Поделиться в соцсетях:

Экслюзив от Бабра в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Автор текста: Наталья Шапарова, БАБР.RU.

Другие статьи в рубрике "Экономика"

Закрытые «Ворота Байкала»

Эксперты выясняли, почему с Особой экономической зоной в Иркутской области ничего не получилось. Большое Голоустное. Фото с сайта baikaler.

Алиса Канарис

ЭкономикаБайкал

15709

02.11.2015

Салатовая революция подавлена… росчерком пера

С 26 октября Росавиация своим решением прекратила действие сертификата эксплуатанта «Трансаэро». По мнению многих экспертов, это означает конец эпохи конкуренции в авиаотрасли и начало новой, где существуют предельно ясные приоритеты государственных компаний... И добиваться их можно любой ценой.

Максим Бакулев

ЭкономикаМир

9559

28.10.2015

Братская Дума планирует поднять налоги в несколько раз

Вчера сайт www.antonenkov.com опубликовал информацию о том, что власти Братска планируют увеличить налоговую ставку на землю под гаражными кооперативами с 2016 года в три раза, а с 2017 - в пять раз.

Елена Фортуна

Экономика

7117

22.10.2015

Власти Братска сократят зарплату работникам учреждений культуры

Администрация Братска планирует сократить заработную плату работникам учреждений культуры. Руководителям учреждений необходимо отказаться от надбавок и доплат сотрудникам.

Андрей Васильев

Экономика

9442

21.10.2015

Энерготарифы: уравнение со всеми неизвестными

Одной из примет общественной жизни в соседних с Иркутской областью восточных регионах — Республике Бурятии и Забайкальском крае — является периодическое «энергообострение», пик которого выпадает на осень. Не стал исключением и нынешний год.

Артур Скальский

ЭкономикаИркутск

7470

13.10.2015

Блогнот. Кушать очень хочется, а что-то все пропало

Ну вот и подходит к финалу пьеса “собирания земель”. Все стало ясно после того как нефть упала ниже 50 долларов, а импортные продукты в России показательно начали давить тракторами. А что же дальше? Удивительным образом в начале августа совпали несколько событий. Давайте по порядку.

Виктор Шевчук

ЭкономикаРоссия

6677

14.08.2015

Застывшая замазка и аромат раздевалки: российские «сырозаменители»

Лишившись импортного сыра из-за продуктового эмбарго, российские сыроделы безуспешно пытаются подделать западные образцы.

Шон Уокер

ЭкономикаМир

15319

31.07.2015

Чем хуже, тем лучше: Какой город выиграл из-за санкций

Редактору The Village удалось обнаружить город, жизнь в котором улучшилась после введения санкций, войны на Украине и падения рубля. Правда, совсем немного. «Акция: Пирожок печёный с повидлом — девять рублей», — соблазняет объявление на остановке.

Анна Соколова

ЭкономикаРоссия

4469

31.07.2015

Тарифы, покрытые мраком

Восемь лет назад на должность главы Бурятии был назначен Вячеслав Наговицын. И именно этот период его работы отметился беспрецедентным ростом тарифов ТГК-14.

Октябрина Ешеева

ЭкономикаБурятия

8319

10.07.2015

Антон Кондратов назначен региональным управляющим директором ЗАО «Байкалвестком»

Антон Кондратов приступил к исполнению обязанностей регионального управляющего директора иркутского подразделения ЗАО «Байкалвестком» 25 марта 2015 года. В сферу ответственности Антона Кондратова входит стратегическое и операционное управление бизнесом компании в Иркутской области.

Алиса Канарис

ЭкономикаИркутск

13165

31.03.2015

Крупнейшую иркутскую турвыставку разорвали надвое

Конфликт между мэрией и правительством Иркутской области лезет из всех щелей. Из политической плоскости, где еще были попытки сохранять приличия, он перекочевал в сферу управления конкретными отраслями экономики.

Артур Скальский

ЭкономикаИркутск

9093

17.03.2015

Корпорация спорного развития

В Сером доме прошел круглый стол "О роли ОАО "Корпорация развития Иркутской области" в создании новых технологий и конкурентной продукции в Иркутской области, эффективности расходования бюджетных средств".

Артур Скальский

ЭкономикаИркутск

11343

17.03.2015

Лица Сибири

Анфиногенов Александр

Кушнарев Анатолий

Жилкин Олег

Апанович Сергей

Семенов Бато

Ташкинов Владимир

Крывовязый Иван

Фаразутдинов Радик

Федорова Елена

Платонов Леонид